Тезаурус:
Цифровая грамотность – Профессиональная ИКТ-компетенция педагога– Информационная, компьютерная и медиаграмотность – Ювенойя и позитивное отношение к технологическим инновациям
Что вы узнаете?
- Что такое цифровая грамотность педагога
- Кто должен формировать цифровую грамотность учащегося
- Какие умения входят в состав информационной, компьютерной и медиаграмотности
- Как заново открыть для себя коммуникативную компетенцию, чтобы успешно общаться в цифровой среде
- Как помочь себе сформировать позитивное отношение к технологическим инновациям
- Что такое ИКТ компетенции современного преподавателя
Что вы научитесь делать?
- Познакомитесь с компонентами цифровой грамотности и сможете оценивать ее уровень в трёх аспектах: когнитивном, техническом и этическом
- Увидите возможности формирования цифровой грамотности учащихся через обучение иностранному языку
- Познакомитесь со способами развития медиаграмотности учащегося в контексте обучения иностранному языку
- Рассмотрите варианты реальных коммуникативных заданий для развития коммуникативной грамотности учащихся для успешного и этичного общения в цифровой среде
- Проанализируете дескрипторы ИКТ компетенций по 6 уровням владения (A1 Новичок, A2 Исследователь, B1 Интегратор, B2 Эксперт, C1 Лидер, C2 Новатор) и сможете определить свой статус цифровой грамотности.
Резюме:
Для успешного создания и функционирования цифровой экосистемы необходимы люди с высоким уровнем цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — это не только набор навыков, но и система знаний и установок. В этой связи учитель должен играть ключевую роль в формировании цифровой грамотности учащихся. Это подразумевает не только знания педагога в области цифровой грамотности, но и его профессиональные ИКТ-компетенции.
Формирование цифровой грамотности требует учитывать когнитивные, технические и этические аспекты.
Компоненты цифровой грамотности включают информационную, компьютерную, медиа, коммуникативную грамотность, а также отношение к технологическим инновациям.
Для развития информационной грамотности учащиеся могут обучаться выбору и оценке информации, например, создавая видеоконтент с учётом правил сообщества YouTube. Развитие компьютерной грамотности подразумевает умение использовать цифровые устройства независимо от платформы. Задания, направленные на развитие компьютерной грамотности, могут включать работу с интерактивной доской и совместное творчество студентов.
Медиа грамотность предполагает критическое отношение к информации из различных источников. Студенты могут развивать медиа грамотность через анализ TED TALK и обсуждение эмоционального восприятия контента. Коммуникативная грамотность в цифровом мире основана на понимании особенностей цифровых коммуникаций и соблюдении этики общения.
Развивая в себе позитивное отношение к технологическим инновациям, педагогу важно понимать и принимать технологический прогресс в образовании. Учителя должны быть готовы к внедрению новых технологий и развитию личных компетенций в этой области. Формирование цифровой грамотности учащихся должно быть целенаправленным и содержательным, отражая актуальные требования современного общества и образования.